В Запорожской области отработал смену лагерь для детей-аутистов
В августе в Бердянске на территории детского лагеря «Красная гвоздика» прошел 12-дневный лагерь для детей с аутизмом и их родителей, организованный Ассоциацией родителей детей с аутизмом.
На закрытой территории лагеря с 11-ю детьми работали 7 квалифицированных преподавателей. Дети с родителями жили в традиционном режиме лагеря среди обычных детей, но с учетом своих потребностей и занятий.
Об особенностях проведения лагеря для детей с аутизмом рассказала Евгения Паничевская, глава Ассоциации родителей детей с аутизмом:
– Процесс обучения у аутиста должен быть непрерывный. И хочется, чтобы каникулы тоже были продуктивными. Зимой мы с моим сыном побывали в подобном лагере, идея мне очень понравилась, она не новая. По возвращении я задумалась о том, как организовать лагерь летом.
Про основные задачи лагеря
Одна из основных задач лагеря – этопредоставить возможность детям и их родителям оторваться от привычной схемы жизни, что является очень важным моментом для аутистов. Переезд в поезде, проживание на территории самого настоящего детского лагеря, где вокруг бегают дети, одна на всех шумная столовая, совместные вечерние лагерные мероприятия. Это возможность почувствовать себя ничем не отличающимися от других.
О лекции для родителей профессора Ольги Доленко
К нам в лагерь приезжала с лекцией Ольга Витальевна Доленко, наш известный отечественный психиатр, грамотнейший специалист по аутизму, просто очень милая и приятная женщина. Ольга Витальевна прочитала лекцию для родителей, интересную по содержанию и дающую пищу для раздумий. Конечно, родителям хочется, чтобы с детьми занимались специалисты, так и должно быть. Но очень многие вещи всё-таки происходят дома; и именно дома, силами родителей, решаются как поведенческие, так и другие проблемы детей. Важна совместная работа родителей и специалистов, а роль преподавателей вспомогательная. Родители лучше знают ребёнка и проводят с ним больше времени, они могут задать определённый ритм, как его развитию, так и решению проблемных для ребёнка вопросов.
Преподаватели – это своего рода консультанты, дающие родителям своевременные, необходимые рекомендации, помогающие ребёнку и семье достичь максимальных результатов наиболее комфортным путём. Именно на этом делала акцент Ольга Витальевна. Она дала позитивную оценку выбора места проведения для подобного лагеря, отметив и комфортные для проживания условия, и возможность оздоровления на море, и возможность всем детям находиться вместе. Это и была наша задача.
О пользе для родителей
Закрытая охраняема территория и занятия, ориентированные на то, что преподаватели занимаются с детьми самостоятельно, помогли родителям получить возможность немного отдохнуть. К сожалению, большинство наших детей не посещают детские сады и школы. Родителям приходится самостоятельно решать все вопросы, касающиеся образования и развития ребёнка, это колоссальная физическая и эмоциональная нагрузка. Когда на тебе годами ответственность, ты сходишь с ума, поэтому пару часов побыть одному – это не просто отдых, это силы, которые прибывают и возвращают к жизни.
Программа лагеря и педагогический состав
Преподавательский состав из 7 педагогов собрали из двух городов – четырех из Горловки и трех из Бердянска. Все имели опыт работы с детьми с особенностями развития.
График был очень насыщенный: зарядка, завтрак, занятия, обед, группа психологической помощи родителей во время тихого часа, во время которой за детьми присматривали педагоги, затем снова занятия, пляж, ужин. Часть занятий проводилась на песке, в воде, были дворовые игры, арт-терапия – нагрузка на преподавателях была очень большая. Родители привлекались к занятиям только в последние дни пребывания в лагере.
У нас была бесплатная возможность покататься на лошадках. Приятно то, что на ипотерапию нас возили на лагерных автобусах. О нас вообще в «Красной гвоздике» очень заботились, во всём шли на встречу, нас все знали и всегда интересовались нашими успехами, предлагали помощь.
Руководство «Красной гвоздики» организовало для нас бесплатное посещение бердянского зоопарка. Чудесное и даже неожиданное место. Такой порядок и чистота, красивые ухоженные звери, и, что важно для моего сына – нет тяжёлого запаха, который мешает ему посещать цирк и зоопарк в Киеве. Очень много зверей, которых можно кормить, детям очень понравилось!
Вечером мы ходили на дискотеки. Для наших детей это был особый тренинг. Громкая музыка, много детей, движение, красочная подсветка, шумно. Но они танцевали и с ними танцевали другие дети. Мы ели вместе со всеми в столовой, там такой шум, что мой сын поначалу отвлекался. А потом все привыкли. И на зарядку мы ходили, у нас была полоса препятствий, преподаватели очень интересные проводили занятия.
Группа психологической помощи родителям
Еще один огромный плюс − группа психологической помощи. У нас было семь встреч и даже это небольшое количество дало результаты. Находясь все вместе, мы, родители, можем друг друга поддержать, элементарно поплакать на плече. Оказавшись мамой больного ребенка, все стараются держать образ сильных женщин, но на самом деле всем очень тяжело. Расставались мы очень тепло и с родителями, и с преподавателями в надежде, что мы будем продолжать сотрудничать и, возможно, даже в большем объеме.
Материальная сторона вопроса
Проживание и питание в лагере для мамы с ребёнком стоило 5500 гривен, прибавим сюда проезд и прочие расходы. Многие родители, которым я предлагала поехать в лагерь, отказывались по причине дороговизны. Но эта сумма – стоимость только путёвки. Родители не платили ни за проживание и проезд преподавателей, ни за их труд.
Тогда вышла бы совсем неподъёмная для них сумма. Поэтому я искала спонсоров, среди которых оказались и администрация города, и местный депутат Александр Пономарёв, и мои друзья. Нам помогала Татьяна Леонидовна Михайленко, директор «Красной гвоздики» и многие члены её коллектива, нам очень повезло. На самом деле, хотелось бы добиться внимания и помощи государства в этом вопросе, над чем и работаем.
Финансы − сложный и нервный вопрос. Именно поэтому хочется поблагодарить всех, кто помог в его решении. И тех родителей, что решились приехать тоже. Развитие лагерей требует усилий от всех участников, это очень нужная часть работы с детьми. И она требует материальных вложений. Ведь дома родители оплачивают труд преподавателей, которые занимаются с их ребёнком.
Лагерь – это большая нагрузка для педагогов, это интенсив и для них, об этом тоже нельзя забывать. У нас были замечательные преподаватели, мы все остались очень довольны их работой.
Планы на будущее
В следующем году планируем организовать два летних лагеря в Бердянске. В этом году мы брали дошкольников от трех до семи лет. Мы убедились, что в эту группу входят дети с различным поведением − кто-то больше в себе, а кто-то уже разговаривает и воспринимает окружающий мир, нуждается в большем общении, в определённой коррекции социального поведения. И для этих двух разных групп необходимо различное направление работы, различная нагрузка.
По материалам журнала «Аутизм сегодня»