Метод «Томатис»: как правильно заниматься и каких результатов можно достичь
Директор школы-сада «Дитина з майбутнім» Наталия Стручек рассказывает, как занятие по методу «Томатис» положительно действуют на особенных детей.
— «Томатис» не входит в комплекс услуг нашего садика. Однако часто дети нуждаются в нем, т.к. перечень его применяемости совпадает с их потребностями. И если родители выбирают его, то я с ними работаю, упрощая весь процесс для родителей.. Этот метод прекрасно подходит для любого ребенка. Если с ребенком работают, как например у нас, или родители водят к педагогам, то «Томатис» значительно улучшает результат занятий. Сами сеансы (лучше их проводить в первой половине дня) проходят вне занятий, т.к. в этот период ребенок просто занимается приятной для него деятельностью (прогулка на улице, рисование, игрушки, песок).
Перед работой и во время нее, мы пытаемся учесть все нюансы, чтобы сделать занятия результативными и полезными. А нюансы здесь действительно есть. Необходимо знать, когда можно применять методику «Томатис», ведь ребенок в это время не должен ни на что отвлекаться. Это сложно делать в домашних условиях, поскольку там очень много отвлекающих факторов. А в садике это проще, например, во время прогулки или какой-то игры – у нас же режим. Во время сеанса мы предлагаем детям самим выбрать себе занятие. Если, конечно, ребенок растерялся и не может сам ничего выбрать, мы его немного подталкиваем к чему-то. Например, тревожному ребенку мы всегда предлагаем пребывание в песочнице, потому что песок расслабляет, прорабатывается сенсорика и тактильность. Следует всегда обращать внимание на то, где ребенку комфортнее находится и чем заниматься. Обязательно эти занятия без звуковых сопровождений.
Мы в садике работаем с методом «Томатис» при помощи аппарата под названием «Солистен». Он разработан специально для детей с проблемами обучаемости, речи, концентрации внимания, коммуникативными расстройствами и т.д. Следует помнить, что работая над ухом, мы работаем над моторикой. Поэтому, например, нельзя ничего жевать во время прослушивания музыки, так как напрягаются жевательные мышцы, которые непосредственно связаны с внешним ухом. Нельзя ехать в машине, находится в очень шумной среде, смотреть телевизор. Обстановка должна быть комфортной и спокойной. Отмечу тот факт, что во Франции есть такая государственная программа, что даже в некоторых детсадах дети проходят такой курс профилактически. Это делают иногда раз в полгода, иногда раз в год. И родители отмечают прекрасные результаты.
— Какие результаты наблюдаются у детей после занятий по методу «Томатис»? Действительно ли он так положительно влияет?
— Мы в садике начали работать с этим методом с осени 2013 года. И уже некоторые дети прошли рекомендуемых три курса (один курс – 30 часов). У каждого ребенка наблюдается положительная динамика. Приведу несколько примеров. С одним нашим воспитанником мы долго не могли начать занятие по этому методу. Он долго не хотел одевать наушники. Первый день он не дал их одеть вообще, на второй день — только со скандалом. Его даже не интересовало, какой звук доносится из наушников, ему просто было некомфортно одевать их на себя. Мы отвлекали его самыми разнообразными способами. И уже к середине курса он начал постепенно взаимодействовать с окружающим миром. Мальчик стал смотреть в окно, водя пальчиками по подоконнику, как будто подыгрывая в ритм, как на пианино. А когда у него закончился курс, и я брала из его группы других деток, он бежал следом за ними, и очень расстраивался, что наушники не одевают ему. Настолько это все мальчику понравилось. И еще один важный плюс – он начал хорошо спать.
У нас есть девочка, которая благодаря таким занятиям стала говорить первые слова. Теперь, где бы она ни слышала музыку, малышка начинает подпевать.
Еще один малыш вообще начал говорить очень активно. Перед занятиями в нашем садике, его родители пробовали другую звуковую методику. И она уже тогда дала некий толчок. Когда же мы с мальчиком начали заниматься еще и в садике, то у него просто полилась речь.
Родители еще одного малыша настолько довольны занятиями, что собираются уже проходить четвертый курс. Конечно же, все зависит от самого ребенка. Кому-то мы составляем индивидуальную программу на развитие речи, кому-то на концентрацию, кому-то – чтобы понизить уровень тревожности.
Стоит отметить, что у детей, прошедших несколько курсов занятий, родители отмечают только положительные изменения.
— Все ли дети в садике занимаются по такому методу? Или для этого необходимо подать какую-то заявку?
— Мы работаем со всеми желающими помимо садика. Для начала родителям необходимо ознакомится с информацией о методе на официальном сайте www.tomatis.com. И, конечно же, много рассказываю я сама во время консультаций.
Для наших детей мне не нужно отдельно собирать анамнез и я знаю, на чем нужно делать акцент при разработке программы. Когда ко мне приходят другие желающие, я выдаю маме или папе анкету, мы общаемся об особенностях ребенка, я наблюдаю за ним. Если у ребенка эписиндром или судорожная готовность, это необходимо обязательно указать. И только потом идет разработка индивидуальной программы. «Томатис» дает возможность работать с ребенком на подсознательном уровне, который является самым эффективным для аутистов.
По материалам фонда «Дитина з майбутнім»