Статьи

Как совладать с аутизмом и учиться с ровесниками на равных?

Мы постоянно слышим, что аутизм – не приговор, что с ним можно жить, учиться, работать и ни в чем себе не отказывать. Но чаще всего люди, о которых мы слышим подобное, живут где-то за границами нашей страны, мы узнаем о них через знакомых, на семинарах и конференциях. Но нормальная жизнь ребенка с аутизмом реальна и в Украине. Конечно, с условием, что ребенок вовремя получит необходимую коррекцию поведения, а родители – основательные знания об особенностях аутизма.

Елене и ее четырехлетней дочери с аутизмом удалось совладать с болезнью и сейчас девочка учится вместе со своими ровесниками практически на равных. О том, как  им это удалось, рассказывает Елена.

– Расскажите, как и когда Вы поняли, что у вашего ребенка аутизм?

– Когда дочке было  два с половиной года, мы заподозрили неладное. Поскольку это был первый ребенок, нам не с кем было сравнивать. И некоторые моменты мы воспринимали как должное, например, отсутствие речи. Мы думали, что просто ребенок позже заговорит. А к двум с половиной годам у нас набралось очень много таких моментов, и мы начали обращаться к специалистам.

– Что предприняли в первую очередь для борьбы с болезнью?

– Вначале мы попали к специалистам, которые предлагали дождаться трех лет, и если ничего не измениться, тогда, возможно, это аутизм. Но мы не стали ждать и обратились к другим врачам. Ребенка протестировали, сделали необходимую диагностику и поставили четкий диагноз.  Нельзя ждать, что все само измениться к лучшему, как предлагали нам изначально, необходимо бить тревогу, если вы видите хотя бы один-два признака болезни.

– Какие специализированные учреждения вы посещали вместе с ребенком?

– Специалисты, где мы проходили тестирование, порекомендовали нам обратиться в школу-сад «Дитина з майбутнiм». В этот сад мы пошли, потому что это место, где собраны все специалисты, которые так необходимы нашим детям: логопеды, психологи, дефектологи, игротерапевт, арт-терапевт и другие педагоги.

– Какие изменения произошли в поведении ребенка после посещения школы-сада для детей с аутизмом?

– Первые изменения в лучшую сторону мы  увидели в течение первой недели. В нашем случае была постоянная динамика. У ребенка уходила страхи, и он приобретал навыки амообслуживания и дисциплины. Через 4 месяца проявилась речь. Сложно было, и дочка немного протестовала, но мы нашли подход. Я должна отметить, что, когда подход проговаривается с родителями, это дает намного больший результат для ребенка. Общие правила поведения для детей с аутизмом известны, но есть моменты, когда очень важна индивидуальная работа с родителями. Я по себе заметила, что так, как развивался мой ребенок, вместе с ним развивалась и я. Ведь я все больше узнавала об этой проблеме, читала, посещала семинары и мастер-классы. И когда я тоже подключилась к ее занятиям с педагогами, начала обсуждать с педагогами программу, они подсказывали мне, что делать дома – динамика  стала меняться  в лучшую сторону. Родители больше знают своих детей и могут даже давать подсказки педагогам касательно характера своего ребенка, которые могут успешно использоваться в работе. Например, информация о том, что вызывает у ребенка положительные эмоции.

– Где занимается ваша дочь теперь? Насколько нам известно, она поступила в  стандартный детский сад?

– В  школе-саду «Дитина з  майбутнiм» мы пребывали год и два месяца. А сейчас, да, нас приняли  в обычный детский садик. Говорить о том, что у ребенка аутизм я не стала, потому что перед этим из-за данного факта нас отказались взять в другой садик, даже не смотря на ребенка, не видя, на какой он стадии, их пугает этот диагноз. В новом садике ребенок учиться и никто ничего даже не замечает. Конечно, есть еще проблемы с речью, но мы продолжаем заниматься с логопедами.

Журнал «Аутизм сегодня»