Статьи

О ситуации в Запорожском медицинском центре сердечно-сосудистых заболеваний

Поводом к написанию этого материала стало обращение в редакцию бывшего главного врача областного кардиологического диспансера Оксаны Шершневой, которая уже второй год оспаривает свое увольнение во всевозможных судебных инстанциях. Заинтересовавшись данной проблемой, редакция побывала в медучреждении и встретилась с его главой Иваном Курпаяниди. О том, что сегодня представляет экс-ЛСУ – некогда одна из самых серьезных больниц региона, обслуживавшая высшее партийное и не только руководство области, читайте ниже.

Согласно письму
В редакцию обратилась экс-главврач Запорожского областного кардиологического диспансера Оксана Шершнева. Уже больше года Оксана Владимировна оспаривает свое увольнение в судах разных инстанций. Вот как она описывает сложившуюся ситуацию:
– В мае 2010 года по инициативе областного совета кардиодиспансер дополнительно включили в план проверки КРУ. В конце июня пришла проверка. Проверка проводилась с определенной направленностью – одновременно работало более 10 сотрудников КРУ. Параллельно приходили проверяющие из облсовета, из ОБЭПа… В итоге нам насчитали более 3 миллионов убытка. Причем два с лишним миллиона – за неоформленную землю, на которой стоит кардиодиспансер. Как впоследствии установила мой адвокат, все выявленные нарушения были совершены ранее шестимесячного срока, на который распространяется дисциплинарное взыскание.
Далее, по словам Оксаны Владимировны, события развивались следующим образом. Акт проверки КРУ был передан в прокуратуру, но та в свою очередь оснований для возбуждения дела не нашла. Тогда в августе 2010 г. было направлено письмо КРУ (документ, юридической силы не имеющий) в адрес председателя облсовета Павла Матвиенко, в котором Оксану Шершневу рекомендовалось уволить. Зампредседателя облсовета Александр Клепаков рекомендовал собрать постоянно действующую комиссию по здравоохранению. Первое заседание комиссии вынесение выговора Оксане Шершневой не поддержало. Спустя неделю, на втором заседании, выговор был вынесен.
А 8 сентября 2010 года решением областного совета Оксана Шершнева была уволена с занимаемой должности на основании письма КРУ. Но из-за того, что на момент увольнения Оксана Владимировна находилась на больничном, ее увольняют с довольно странной для КЗоТа формулировкой – «уволить в первый день выхода с больничного». Украинским законодательством увольнение с отсрочкой не предусмотрено.
Находясь на больничном, кардиолог обратилась в Ленинский районный суд, который признал выговор незаконным. Апелляционный же суд это решение отменил, а кассационная жалоба, поданная в июне 2011 года, была отклонена.
Официальное же увольнение произошло только 26 апреля 2011г., когда Оксана Шершнева вышла с больничного.
13 марта 2012 года Ленинский районный суд отклонил иск Шершневой к КУ «Областной медицинский центр сердечнососудистых заболеваний» о признании увольнения незаконным и восстановлении в должности. До этого судебные разбирательства касались отмены выговора. На сегодняшний день дело рассматривается в апелляционном суде Запорожской области.
– С юридической точки зрения есть все основания признать увольнение незаконным, – комментирует юрист Марина Баранник. – Письмо КРУ, послужившее поводом к увольнению, носит информационный характер. В решении об увольнении не указано, какие именно пункты должностной инструкции и правил внутреннего распорядка нарушила моя подзащитная. Увольнение спустя 7 месяцев после решения абсолютно незаконно – увольнение с отсрочкой или под условием невозможны. Суммируя все вышесказанное, у моей клиентки есть большие сомнения в том, что ее дело будет рассмотрено объективно. Хотя бы еще и потому, что областным советом, который является одним из ответчиков по нашему делу, 23 февраля 2012 была утверждена программа организационного обеспечения деятельности судов на Запорожской области на 2012–2016 годы. В частности, там есть пункт о приобретении компьютерной техники и легковых автомобилей для апелляционного суда Запорожской области.
Следующее заседание апелляционного суда назначено на 10 мая.

Увольнение и переименование
Заинтересовавшись судьбой некогда легендарного медучреждения, «Правда» встретилась с генеральным директором (так называется должность главврача после перепрофилирования больницы) областного медицинского центра сердечно-сосудистых заболеваний Иваном Курпаяниди, возглавившим учреждение в 2010 году. Естественно, что первый вопрос, который мы задали Ивану Николаевичу, касался ситуации с Оксаной Шершневой.
– Когда я пришел работать на это место, Оксана Владимировна уже около 4,5 месяцев была на больничном. Она была уволена решением сессии областного совета. Причины увольнения я комментировать не буду. Это судебная тяжба с работодателем. Наш центр в этом процессе выступает как третье лицо.
Второй вопрос тоже закономерен и касался перепрофилизации учреждения. Несмотря на то, что большинство запорожцев больницу, расположенную по адресу Победы, 78 называют ЛСУ, эта аббревиатура давно канула в Лету. С 1992 года ЛСУ переименовано в Запорожский областной кардиологический диспансер. А в феврале 2011 г.решением областной сессии – в коммунальное учреждение «Областной медицинский центр сердечно-сосудистых заболеваний» Запорожского областного совета.
– Переименование имеет лишь одну причину – мы хотим расширить оказание специализированной помощи. Это согласовано с облздравом, облсоветом, облгосадминистрацией и Министерством здравоохранения. Это позволило создать в центре новые отделения, изменить штатное расписание, создать две новые ставки – кардио- и сосудистого хирурга.
– Такое перепрофилирование – всеукраинская тенденция, – продолжает заместитель директора по медицинской части Ярослав Малиновский. – Буквально за год до Запорожья сменило профиль кардиологическое медучреждение в Днепропетровске. Это связано с тем, что грани между терапевтическими и хирургическими направлениями в медицине все больше стираются. В частности, сегодня в мировой практике появилась такая новая специальность, как интервенционный кардиолог, сочетающий в себе сразу две медицинских отрасли. Так вот кардиодиспансер был сугубо терапевтической структурой, в которой не находилось места новым специальностям.

Ургентная помощь
В Запорожье всего два медучреждения проводят коронарографию и стентирование. Это областная клиническая больница и сердечно-сосудистый центр. Но ургентные исследования проводятся только в экс-кардиодиспансере – в ЗОКБ предоставляют лишь плановую помощь. И если раньше срочная помощь при вышеупомянутых проблемах с сердцем ограничивалась тромболизисом, то сегодня проводится и экстренная коронарография, и стентирование.
– Конечно, есть и проблемы – то же недостаточное финансирование, – говорит Ярослав Малиновский. – Вопрос в другом – а куда тратить те деньги, которые больница все-таки получает? Их можно пускать на плановое развитие, а можно – на оказание экстренной помощи. Мы считаем, что второе направление более приоритетно. Человек при смерти не будет покупать лекарства. Поэтому в самый критический момент о пациенте должна позаботиться больница.
Кстати, тот факт, что для ЗОЦСЗ приоритетной является именно ургентная помощь, косвенно отвечает на самый проблемный вопрос, связанный с бывшим ЛСУ – а не связаны ли все эти ротации с руководством и сменой профиля с тем, что медучреждение в ближайшее время приватизируют?
– Первый признак того, что больница готовится под приватизацию – роспуск служб, отвечающих за ургентную помощь, – говорит Иван Курпаяниди. – Потому что этот вид услуг убыточен в любом медучреждении. Первый признак приватизации – увеличение объемов плановой помощи. Он гораздо более рентабелен. Соответственно, если в нашем центре львиная доля бюджетного финансирования идет как раз на улучшение работы «неотложки», о чем это говорит? Наоборот, сегодня областной властью поставлена задача сделать эту клинику одной из передовых в области.
На сегодняшний день благодаря средствам облсовета уже приведена в надлежащий вид операционная и реанимация, отремонтирована автоклавная, произведен капитальный ремонт кислородной, прачечной, пандусов, сертифицирована лаборатория, приобретено новое оборудование.
До 2011 года существовало две государственных программы финансирования кардиологии – «Профилактика и лечение артериальной гипертонии» и «Уменьшение смертности по сердечно-сосудистым заболеваниям». Сейчас они закончились и новые не приняты. Поэтому сегодня полным ходом идет работа над принятием региональной программы поддержки кардиологии в области. Если она будет принята, будущее у областного медицинского центра будет.
 

Максим Щербина, газета Правда