О нуждах Запорожского детского противотуберкулезного санатория
Для палочки Коха неважно, работаешь ты в теплом уютном офисе или на производстве без особых удобств. Не жалеет она и маленьких людей: 11% из 9 миллионов заболевших в мире – дети… Об этом и многом другом рассказали их лечащие врачи, работающие в единственном в нашей области детском противотуберкулезном санатории.
С середины 90-х уровень заболеваемости активным туберкулезом в Украине неуклонно рос. В 2005 году количество заболевших увеличилось с 41,7 лица на 100 тысяч населения до 84,5 человек. Начиная с 2006 года, темпы распространения туберкулеза замедлились, уменьшилась смертность от этой болезни. Но это динамика, и, как отмечают специалисты, пока нельзя говорить о прекращении эпидемии, лишь о тенденции, что ситуация под контролем.
Просим обратить внимание на клинические симптомы, указывающие на туберкулез: кашель более двух недель, повышенная температура тела больше семи дней, одышка, боль в грудной клетке, плохой аппетит, постоянная слабость, беспричинная потеря веса, повышенная потливость, особенно ночью, кровохарканье. При таких симптомах нужно обращаться к врачам общей поликлинической сети, которые всегда могут своевременно диагностировать болезнь.
Сейчас заболевших туберкулезом насчитывается порядка 700 тысяч человек, из них 600 – на диспансерном учете. Ежегодно эта болезнь поражает около 40 тысяч украинцев, умирает – более 10 тысяч. Ежедневно регистрируются около 100 новых случаев этим заболеванием. По официальным данным, число заболевших превышает 1% от населения, однако эксперты полагают, что реальное количество инфицированных куда больше, чем указывается в статистике.
Все лучшее – детям?
На указанной выше встрече, конечно же, обсуждалась и проблема детского туберкулеза, ведь дети – социально незащищены, и их жизнь напрямую зависит от образа жизни взрослых. К тому же риск развития туберкулеза у взрослого человека составляет всего 0,4%, а у деток возрастом от одного до четырех лет – 23%. К примеру, только в 2009 году уровень заболеваемости среди киевских подростков (где жизнь все-таки благополучнее, чем в регионах) вырос на 30%.
Массовая туберкулинодиагностика позволяет выявлять ежегодно до 200 тысяч детей, находящихся в группе риска с так называемой скрытой или латентной туберкулезной инфекцией. Однако диагностировать туберкулез у детей зачастую сложнее, чем у старшего поколения, поскольку, особенно у малышей раннего возраста, сложно получить мокроту и выделить возбудителя заболевания. Охват реакцией Манту детей от года до 14 лет снизился и составляет всего 9% за пять месяцев. Что касается Запорожской области, то за 10 месяцев этого года диагностировано 49,5% детского населения. Самые низкие показатели выполнения годового плана в Приморском (13,3%), Приазовском (25,9%), Токмакском (22,7%) и Веселовском (26,4%) районах.
Этому явлению есть два объяснения. Родители не доверяют нашей отечественной медицине и потому отказываются от обследований. Плюс в большинстве противотуберкулезных клиник Украины оборудование либо устарело, либо вообще отсутствует. На примере нашей области можно увидеть, что решение этой проблемы высшие чины видят отнюдь не в увеличении финансирования: над Запорожским областным детским противотуберкулезным санаторием уже несколько лет висит дамоклов меч закрытия.
Лечение без отрыва от учебы
Это заведение рассчитано на 100 детей с такими заболеваниями, как туберкулез костей и суставов, туберкулез легких, нетуберкулезные ортопедические заболевания (сколиозы, остеохондропатии, травмы опорно-двигательного аппарата). Здесь проходят лечение и дети с гиперергической туберкулиновой пробой, тубинфицированные, дети из очагов туберкулезной инфекции. Также долечиваются ребята с активной формой туберкулеза, прошедшие основной курс лечения в областном тубдиспансере, когда они уже не несут угрозы окружающим. В наличии – 75 коек для лечения туберкулезной патологии, 20 ортопедических коек и пять – для лечения костно-суставного туберкулеза.
История санатория начинается с 1945 года. Открылся он после войны. Работал по костнотуберкулезному профилю и располагался в другом месте. Параллельно с ним существовал пульмонологический санаторий для дошкольников. То есть это были абсолютно разные структуры: в одном лечили костно-суставной туберкулез, в другом – легочную туберкулезную патологию. В 1997 году их объединили и выделили здание на улице Червонополянской, что на Зеленом Яру.
Санаторий встретил нас беззаботным детским гамом. Ребятишки сновали по коридорам, от чего сложилось впечатление, что мы попали в обыкновенную школу, а не медучреждение. Оказалось, что сейчас – самая обычная перемена. Как объяснил наш провожатый, главный врач Роман Фененко, захворавшие обучаются по программе общеобразовательной школы без отрыва от лечебных процедур, не отставая в знаниях от своих здоровых сверстников. Уроки длятся 35 минут.
Заглянув в несколько кабинетов, мы увидели, как ребята старательно корпят над учебниками и отвечают на вопросы учителя. Конечно, численность учеников не сравнить с общеобразовательным классом. Да и обстановка, в которой от школы остались доска да несколько парт, говорила о том, что это в первую очередь – медицинское учреждение. Малыши, способные передвигаться самостоятельно, дислоцировались непосредственно перед учителем. Остальные, кому по состоянию здоровья прописан постельный режим, листали учебники на койках. Потихоньку, не нарушая учебного режима, к каждому из них подходила массажист Валентина Николаевна. «Делаем лечебную гимнастику. Режим у них постельный, и на сложные уроки мы стараемся не приходить. Массаж делаем один раз в день. Весь курс – 10 дней. Потом две недели перерыв», – рассказала нам специалист.
Во время нашего разговора женщина как раз проделывала манипуляции с пареньком лет десяти, который страдает болезнью Пертеса.
Болезнь Пертеса (полное наименование Легга-Кальве-Пертеса) – заболевание бедренной кости и тазобедренного сустава, связанное с нарушением кровоснабжения головки бедренной кости и нарушением питания ее суставного хряща с последующим некрозом, относится к группе болезней объединяемых под названием остеохондропатии.
«Они лежат до тех пор, пока не добьемся хорошего результата. Когда головка нарастает, тогда их потихоньку поднимаем. Сначала на минуты, потом время постепенно увеличиваем», – продолжила наша собеседница. На вопрос, нравится ли пареньку процедура и не отвлекает ли она его от урока, мальчик с улыбкой ответил: «Конечно, нравится! А все задания я уже сделал».
Срок пребывания у всех разный: одни лежат всего несколько месяцев, другие – уже больше года.
Санаторные будни
Для более детального общения с главным врачом санатория мы прошли в его кабинет. Стоит отметить, что в комнате не было и намека на роскошь, которую можно встретить в большинстве госструктур: б/ушная мебель, никаких дорогих безделушек.
– Скажите, нужно ли платить, чтобы пройти курс лечения в Вашем учреждении?
– Нет, что вы. Никто с родителей не берет ни копейки: ни при поступлении, ни на лечение. Мы принимаем детей от трех до 15 лет. Есть две санаторно-курортные отборочные комиссии: в областном тубдиспансере на Павло-Кичкасе и в областной детской больнице. В туб- и ортопедических кабинетах по всей Запорожской области по показаниям детям предлагают лечение в нашем санатории. Родителям выдается направление и оформляется курортно-санаторная карта. С необходимыми документами они приезжают в комиссию, берут путевку и поступают к нам. Детей принимаем и выписываем ежедневно. То есть работаем круглосуточно и круглогодично, без каких-либо заездов.
– Какой режим работы с больными?
– Медицинский коллектив детской группы заступает на сутки. В группы дошкольников в две смены, утром и вечером, приходит воспитатель. Группы старших детей в первой половине дня проходят занятия в школе. Затем обед, тихий час. После пробуждения – полдник, прогулка на свежем воздухе, самоподготовка к школе, свободное время и отбой в 10 вечера. Постоянный уход за детьми осуществляет «бригада» мед- и педперсонала – врач, медсестра, младшая медсестра, воспитатель. Лечебные процедуры назначаются индивидуально и проводятся на протяжении всего дня. Для организации досуга детей проводятся различные мероприятия. Всегда отмечаются общеукраинские праздники – Новый год, 1 сентября и последний звонок, 8 марта и т. д. Также есть сугубо детские – «Весна пришла», «Золотая осень», «День воды», «День бантика». Проведать воспитанников санатория можно в будни с 15.00 до 19.00, в выходные с 9.00 до 21.00 (с 13.00 до 16.00 – тихий час).
– Все ли необходимое есть у Вас из лечебной базы?
– Скажем так, требуемый минимум у нас есть. Мы обеспечиваем контролируемый прием больными противотуберкулезных препаратов. Именно для них все лекарства централизовано поставляются из Минздрава. Поэтому мы их не покупаем, а получаем бесплатно по мере необходимости. Остальное (питание, медикаменты, хознужды) – приобретаем в рамках утвержденной сметы. Кроме медикаментозного лечения, у нас есть кабинет лечебной физкультуры (ЛФК). Оснащение его, конечно, оставляет желать лучшего. В основном аппараты остались нам с советских времен. Для ортопедических больных, которым нужно разрабатывать костно-суставной аппарат, тренажеры были бы очень кстати. Также есть массажный и физиотерапевтический кабинеты, клиническая лаборатория – делаем анализы крови, мочи. Имеются и манипуляционный кабинет для тех, кому нужны инъекции, гипсовочный кабинет.
Повторюсь, что у нас большая сборная по возрасту, по полу, по заболеваниям, и лечатся они, по сути, все вместе. Поэтому основное, что хотелось бы сделать, – улучшить условия для ортопедических больных, отделить их от тех, кто передвигается самостоятельно. Сами понимаете, что это создает для них определенный дискомфорт.
– Сколько длится курс лечения?
– В среднем для фтизиатрических больных – три месяца, ортопедических – шесть месяцев. Но по рекомендациям комиссии мы можем продлить этот срок.
– Сколько людей работает в штате?
– Примерно 90 человек. На первый взгляд может показаться, что это много. Однако здесь – педагогический коллектив, медколлектив, и административно-хозяйственная часть. Кстати, о хозчасти. Областное управление здравоохранения старается направить большую часть бюджетных денег на детские учреждения, однако их не достаточно для приобретения твердого и мягкого инвентаря, замены износившегося технологического оборудования. Той малой части, которую мы покупаем, конечно же, не хватает. Поэтому мы занимаемся поиском спонсоров, обращаемся в различные организации. Раньше у нас часто бывал народный депутат Ярослав Сухый, который очень помогал. Сейчас он больше в Киеве, поэтому его интерес к нам несколько угас. В прошлом году заезжал один из кандидатов в президенты Украины. Мы получили 70 новеньких кроватей с матрасами. Последнее приобретение сделали благодаря председателю совета директоров «Мотор Сичи» Вячеславу Богуслаеву – он выделил нам 10 тысяч гривен, на которые мы купили наборы мебели для медсестер и воспитателей. Теперь у них есть нормальные шкафчики, куда можно положить медицинскую документацию, инструментарий, принадлежности для школы и досуга.
– Хватает ли 100 коек на всю область?
– Мы – единственное в области учреждение подобного типа, но из-за наших не совсем шикарных условий мы сейчас заполнены не полностью.
То, что мы имеем на сегодняшний день, отпугивает некоторых состоятельных родителей. Если они могут себе позволить устроить ребенка в лучшее место, то зачем сюда ехать? Но есть такие заболевания, при которых детям никто не поможет, кроме нашего санатория. Это тяжелые ортопедические заболевания, требующие длительного специального лечения с соблюдением ортопедического режима.
Нужды санатория:
– Мебель (тумбочки для спален, мебель для классов, шкафы);
– Постельные принадлежности;
– Технологическое оборудование в пищеблок и прачечную (электроплита, электросковорода, электрокотёл, стиральная машина и пр.);
– Шифер для перекрытия павильонов на детских площадках;
– Замена входных дверей;
– Тренажеры для кабинета ЛФК, аппараты лазеро- и магнитотерапии;
– Спорттовары (мячи футбольные, бадминтон, теннис);
– Игрушки (мягкие, развивающие, конструкторы, настольные игры);
– Канцтовары (бумага белая, тетради, ручки, карандаши, краски).
По поводу оказания благотворительной помощи и всем другим вопросам обращайтесь по телефону 0 (612) 65-32-42, 65-16-64 (Роман Владимирович Фененко).
Вадим Ерченко, газета «Правда»