Интервью

Особенности социальной реабилитации детей с аутизмом в Николаеве

Социальной реабилитации детей с особыми потребностями в Николаеве уделяют особое внимание. Здесь целенаправленно, комплексно работают с детьми и родителями. И коллектив Центра социальной реабилитации детей-инвалидов глубоко убежден, что, чем слаженней будет проводиться командная работа, тем лучше результат можно ожидать. Об особенностях социальной работы с детьми с аутизмом говорим с заведующей учебной частью Центра социальной реабилитации детей-инвалидов Николаева Оксаной Викторовной Ребенчук.

– Основная задача, над которой работает наш Центр, это организация и проведение комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на социализацию ребенка-инвалида. Формы реабилитационной работы используем самые разнообразные. Это и индивидуальные занятия, которые дают возможность раскрыть потенциал ребенка. Групповые занятия и мероприятия, которые способствуют пополнению багажа знаний, учат взаимодействовать в коллективе, формируют социальный опыт ребенка. И также занятия в малых группах, которые помогают охватить большее количество детей коррекционной работой, учат взаимодействовать со взрослыми, сверстниками. Необходимость проведения и выбор форм работы определяются на тестировании командой специалистов. Их соотношение зависит от программы реабилитации, диагноза и запроса родителей. У нас в Центре активная социальная жизнь, которая позволяет нашим детям реализовать свои таланты, продемонстрировать возможности, показать, что умеем и чему еще научились. Ведь многие особенные дети посещают только наш Центр реабилитации, другие социальные объекты для них, к сожалению, недоступны.

Мы дружим с детской библиотекой, сотрудники которой проводят занятия и мероприятия у нас в Центре. Они с удовольствием приглашают наших детей к себе в гости. Неизменными помощниками Центра являются студенты, которые показывают детям интересные сказки и представления кукольного театра, просто общаются и помогают на занятиях, дарят подарки.

Мы приобщаем детей к прекрасному миру музыки. Наши друзья из музыкальной школы знакомят малышей с различными стилями музыки, музыкальными инструментами, манерой исполнения. Они дарят позитивные эмоции и расширяют кругозор детей.

– Какие методики Вы используете, чтобы дети лучше социализировались, не боялись выступать на мероприятиях?

Это, прежде всего, разнообразные методы арт-терапии, которые помогают ребенку научиться новому, развивают способности, мелкую моторику, формируют эстетические вкусы. На занятиях по развитию продуктивных видов деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию) дети осваивают традиционные и нетрадиционные виды работ. Свои умения применяют при изготовлении подарков, поделок для выставок, ярмарок, городских и областных мероприятий. Наши дети неоднократно становились победителями областных выставок, и двое из них были награждены путевками в лагерь «Артек». Мы рады успехам наших детей, и на кружковой работе, которая проводится в Центре, усовершенствуем их умения, создаем «ситуацию успеха», мотивируя ребенка к дальнейшему развитию.

– Дети у Вас на реабилитации находятся определенный период времени. Как дальше Вы поддерживаете с ними связь?

– Возможности нашего Центра и законодательные акты в социальной сфере, дают шанс пройти реабилитацию у нас ребенку-инвалиду возрастом от 0 до 18 лет. У нас есть детки, которые пришли в группу «Матери и ребенка» (возраст до 2 лет), а теперь посещают группы ранней социальной реабилитации (возраст от 2 до 6 лет), социальной реабилитации (возраст от 6 до 14 лет), профессиональной ориентации (возраст от 14 до18 лет).

То есть часть наших воспитанников пришли в Центр маленькими, а теперь повзрослели и перешли в другие группы, пошли в детский сад, школу, но продолжают к нам ходить, пользуются реабилитационными услугами.

Есть в нашем Центре дети, которые никогда не посещали реабилитационный центр, другие образовательные учреждения. Когда у нас появилась возможность принимать детей постарше, они пришли в наш Центр, где общаются, выступают, получают знания, которые очень важны для повседневной жизни. Они готовят кушать, учатся следить за собой, одеждой, обувью, убирают в групповой комнате, ухаживают за цветами в уголке природы, за растениями на участке.

Все просто, элементарно, но для наших особенных детей — это жизненно важные знания и умения. А главное — ребенок общается в кругу сверстников, чувствует себя нужным, его здесь любят, поощряют, создают «ситуацию успеха».


– Наверняка вы наблюдаете за результативностью Вашей работы. Что можете сказать по этому поводу?

– Конечно, главное в нашей работе – это результаты каждого ребенка. Чему он научился, что освоил, какой новый навык у него появился. Мы за всем обязательно следим, делаем анализ и выводы по результатам работы команды специалистов на тестировании, при анализе реабилитационных мероприятий Центра.

Например, Никита пришел к нам в Центр в возрасте 4 лет. Ребенок был социально не адаптирован, не разговаривал, не поддерживал контакт, не вступал в совместную деятельность. На сегодняшний день мальчик учится в школе, активный участник всех реабилитационных мероприятий, поет сольно песни, читает стихи. Вместе с мамой готовят поздравительные открытки, учат стихи и дарят их всем сотрудникам, что стало уже доброй традицией у нас в Центре. И таких примеров у нас много.

— Какая роль в процессе социальной реабилитации детей возложена на родителей?

Это самые главные и важные наши помощники, активные участники реабилитационного процесса. Если мама и члены семьи с нами «в теме», то и процесс реабилитации идет в нужном русле. Но для этого маму нужно научить, рассказать, убедить, что лишь совместными усилиями можно достичь желаемых результатов. Для этой цели у нас в Центре создана «Школа для родителей», где они получают знания, необходимые для продолжения реабилитации в домашних условиях.

По материалам журнала «Аутизм сегодня»