Интервью

Особенности работы с детьми с аутизмом в Запорожском и других регионах Украины

Далеко не все дети с аутизмом могут получить соответствующую помощь в Украине.  О том, как обстоит ситуация  с популяризацией информации об аутизме и его лечениив областях Украины, мы решили расспросить Ольгу Витальевну Доленко – главного врача Запорожского областного дошкольного психоневрологического центра санаторного типа, председателя секции детской психиатрии и смежных специальностей Ассоциации психиатров Украины.

– Ольга Витальевна, где в регионах  есть специализированные центры помощи для детей с аутизмом?

– Мне известно, что в Донецке открыли специализированное отделение при психиатрической больнице, в Львове активно работают по данному направлению, но  это, как правило, единичные учреждения, где есть инициативные люди, которые пытаются изменить ситуацию на местном уровне.

– С какими проблемами сталкиваются родители детей с аутизмом в регионах Украины?

– Если говорить о государственных учреждениях, то системы помощи  детям с аутизмом у нас не существует. Популяризация знаний об аутизме только началась в Украине и не благодаря государству, а благодаря созданию общественных организаций, активизации  родителей. Это нормальное явление, так происходит во всем мире, первый сигнал исходит от людей, которые эту проблему испытывают. Но многим общественным организациям нужна помощь профессионалов.  Существует нехватка специализированных кадров в регионах.

– Расскажите, об опыте работы с  детьми с аутизмом в Запорожском областном психоневрологическом санаторном центре.

– Это был дошкольный психоневрологический  санаторий, где предполагалось, что ребенок живет  в течение  двух месяцев в отрыве от семьи. Такая ситуация совершенно невозможна для любого ребенка дошкольного возраста, а для ребенка с  аутизмом – тем более. Родителей  детей с аутизмом, которые обращались к нам, становилось все больше, и игнорировать эту ситуацию  было невозможно.  Изначально у нас не было условий для адаптации таких детей. Мы пошли на нарушение  санаторного режима, добились его изменения на областном уровне. Сделали возможным дневное пребывание детей. Но сложностей все равно осталось очень много.

Например, наше учреждение технически не приспособлено для оказания помощи  детям с аутизмом, хотя специалисты центра имеют соответствующую специализацию. Пришлось самостоятельно искать финансирование для их обучения.  Мы знаем, как должен быть организован процесс, что делать, но на уровне государственного учреждения реализовать свои знания не можем.

– Обращались  ли вы  к властям для решения  проблем?

– Если говорить о нашем учреждении, мы ведем активнейшую работу в этом направлении. Если бы на государственном уровне хотя бы был признан  тот факт, что нет системы помощи аутичным детям, это могло бы стать первым шагом для принятия необходимых мер. На данном этапе я вижу свою задачу в том, чтобы распространять информацию о современных представлениях об аутизме и бороться с шарлатанством. Там, где есть хроническое заболевание, и нет системы государственной помощи, там обязательно процветают «охотники» заработать на чужом горе.

– На что важно обратить внимание для изменения ситуации в регионах?

– Я общаюсь со своими коллегами в регионах, все понимают, что для разрешения многих накопившихся проблем необходима слаженная работа  разных министерства – образования, социальной политики, здравоохранения. На данном этапе между ними нет никакой эффективной организационной связи, обеспечивающей сопровождение детей с особыми потребностями.

Также необходимо адекватное сотрудничество государственных и благотворительных учреждений, без которого государству не под силу полностью взять под опеку эту категорию детей. Кроме того, острейшим образом стоит вопрос  единой системы подготовки кадров.

Карина Хмурова,  Журнал «Аутизм сегодня»