: : Разделы сайта : :
: : Адреса и телефоны : :
: : Популярное : :
: : Опрос : :
Жервуете ли Вы деньги на благотворительность?
: : Облако тегов : :
Отчего возникают проблемы с речью и как помочь ребенку заговорить?

проблемы с речью у детей

 

     - Какие проблемы с речью и в каком возрасте чаще всего диагностируют сегодня у детей?

 

     - Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия – нарушение звукопроизношения, ринолалия – нарушение тебра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата и фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушения в произношении звуков и восприятии фонем на слух. Эти нарушения диагностируются к 4 году жизни ребенка, когда родители отмечают неправильное звукопроизношение и овладение всеми сторонами речи. 

     Сегодня наблюдается тенденция к активному увеличению числа детей со стертой формой дизартрии, при которой наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

     Проблема диагностики и своевременной коррекции в раннем возрасте, обусловлена тем, что многие родители не могут определить симптомы, характеризующие нарушения и обратиться за помощью к специалистам.

     

     - На что же следует обратить внимание родителям и когда стоит начинать бить тревогу?

     

     - Следует понимать, что речь не появляется в один день, она формируется постепенно и только в процессе взаимодействия. Сначала появляется «гуление» (2-3 месяц жизни), затем лепет (7-9 мес.), подражание (9-11 мес.), появляются осмысленные слова (11-13 мес.) и только к 2-3 году жизни формируется фразовая речь. Чаще всего, именно в этот период диагностируются речевые расстройства. Некоторые семьи обращаются позже, в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, когда понимают, что увеличиваются трудности в овладении ребенком всеми сторонами речевой деятельности и это влияет на овладение навыков чтения и письма.

     Основаниями для беспокойства являются следующие факты: в первые три месяца жизни плач ребенка не громкий, неотчетливый, ребенок не реагирует на звуки, не сосредотачивает внимание на близких людях, «гуление» отсутствует или имеет однообразный характер; к 9-10 мес. жизни у ребенка мало выражен или отсутствует лепет, ребенок не подражает речи взрослого, не реагирует на словесные обращения; к 1 году жизни ребенок не отвечает жестами на обращенную речь, не реагирует на свое имя, не сформированы лепетные слова. 

     Обследование ребенка на предмет речевой патологии нужно проводить как можно раньше, начинать стоит с обращения к логопеду. Для полного логопедического обследования потребуется консультация невропатолога, психоневролога, педиатра; дополнительными могут быть аудиограмма, электроэнцефалограмма.

 

     - Как часто речевые нарушения связаны с проблемами со здоровьем (нарушение слуха, полипы в носу)?

 

     - Большая роль в возникновении проблем с речью принадлежит многим неблагоприятным факторам, которые могут приводить к возникновению различных патологий: инфекции и интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксии, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, заболевания центральной нервной системы, травмы черепа ребенка, перенесенные  инфекционные заболевания и т.д.

К формированию стойких речевых дефектов приводит патология органов речи (носоглоточные полипы, искривление перегородки носа, дефекты мягкого и твердого нёба, аденоидные разращения). При данной патологии нарушается функция нёбно-глоточного смыкания, изменяется тембр голоса, нарушается речевое дыхание, искажается произношение звуков речи (звуки приобретают назальный оттенок).

     При патологии органов слуха отсутствует речевой контроль, что обуславливает нарушение звукопроизношения, трудности в понимании речи и формировании словарного запаса, ребенок с трудом овладевает фонетико-фонематической стороной речи.

     Патология органов зрения обуславливает недостаточность пространственной ориентации, конкретных предметных представлений, образного мышления, недостаточную выразительность мимики, что приводит к снижению способности воспринимать речь, в частности, подражать артикуляционным укладам, наполнять речь эмоциональной выразительностью.

     При патологии органов речи, зрения и слуха всегда страдает просодическая сторона речи: интонация, тембр, темп, ритм, речевое дыхание.

 

 Екатерина Михайлуца - психолог, дефектолог

     - Куда можно обратиться за помощью в Запорожье? Стоит ли рассчитывать на то, что ребенку помогут в детском саду или школе?

     

     - Для диагностики и состаления индивидуальной коррекционной программы общатиться нужно к логопеду в поликлинику или в ценры социальной реабилитации, где для обследования ребенка создаются комиссии, в состав которых могут входить также другие специалисты – педиатр, психолог, дефектолог, невропатолог, хирург, стоматолог и др. Специалисты выясняют, какой именно компонент речевой деятельности нарушен: лексика, фонетика или грамматика, а затем назначают соответствующее лечение.

     Дети с нарушениями речи направляются в логопедические детские сады или логопедические группы, в которых проводятся коррекционные занятия. Постоянное пребывание ребенка в специализированных группах имеет эффект в том случае, если родители также выполняют рекомендации логопеда, когда ребенок находится дома (артикуляционная гимнастика, развитие общей и мелкой моторики, закрепление навыков, полученных на коррекционных занятиях).

     Нарушения речи в младшем школьном возрасте корректируются при инклюзивной форме обучения, которая предполагает составление индивидуальной учебной программы с обязательными занятиями с логопедом, психологом, коррекционным педагогом.

     При правильно поставленном логопедическом диагнозе, выполнении рекомендаций и сотрудничестве со специалистами, коррекция нарушений речи в детском саду и школе имеет высокую степень эффективности.

 

     - Что родителям стоит поменять в воспитательном процессе, чтобы избежать проблем с речью?

     

     - Родителям следует поддерживать соматическое здоровье ребенка, побуждать ребенка к общению; не искажать собственную речь; в игре  развивать память, внимание, мышление, воображение, мелкую моторику; создавать эмоционально благоприятное общение, обеспечивать безопасность исследования окружающей действительности и удовлетворения естественного любопытства ребенка, что играет большую роль в развитии познавательных процессов, мотивации к обучению и формированию доверительных отношений со значимыми взрослыми.

 

     - С чем связаны логопедические проблемы взрослых, можно ли их решить и как?

 

     - Логопедические проблемы взрослых являются «тянущимися» с детства либо приобретенными вследстивие перенесенного инсульта, инфекций.      Наиболее распространенные речевые нарушения у взрослых: заикание, афазия (полная или частичная утрата речи вследствие органического поражения головного мозга), расстройства речи при снижении слуха, билингвизм (использование в речи нескольких языков и невозможность полноценно общаться на одном из них).

     Коррекция речевых проблем во врослом возрасте возможна, длительность коррекционных занятий зависит от сложности дефекта и имеет благоприятный прогноз, при условии комплексного воздействия психотерапии, развитие артикуляционной моторики, постановки, автоматизации и введении правльных звуков в речь.

Похожие новости:

  • Что делать, если ребенок стал заложником негативной психоэмоциональной ситуации
  • Метод «Томатис»: как правильно заниматься и каких результатов можно достичь
  • Виды и формы проявления афазии
  • Что делать, если у ребенка проблемы с речью?
  • Как совладать с аутизмом и учиться с ровесниками на равных?